Счетчик посещений

Сегодня36
Вчера157
На этой неделе839
В этом месяце4351
Всего99756

Ваш IP : 54.83.231.24 Вы используете: Unknown - Unknown 26.07.2014 07:05

Кто в онлайне

Гостей : 5 гостей в онлайне Пользователей : Нет пользователей в онлайне
Модуль разработан CoalaWeb

Образовательная программа специальных (коррекционных) классов VIII вида

Принята на педагогическом совете,

протокол от 24.03.2011  № 8

 

Утверждена

приказ от 24.03.2011  № 36/1

 

Директор МОУ «Никольская средняя

общеобразовательная школа» ____________ С.В. Новожилова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ)

 

КЛАССОВ VIII ВИДА

для детей с умственной отсталостью

на 2010 – 2011, 2011 – 2012, 2012 - 2013 учебный год

Приоритетные направления образовательной деятельности.

 

Муниципальное образовательное учреждение «Никольская средняя общеобразовательная школа» в специальных (коррекционных) классах  реализует  специальную (коррекционную) образовательную программу для детей с умственной отсталостью VIII вида для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, социально-психологический реабилитации для последующей интеграции в общество. Учреждение обеспечивает:

1) условия для обучения, воспитания,  социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья;

2) формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения специального государственного образовательного стандарта;

3) адаптацию и социализацию обучающихся к жизни в обществе;

4) обучение различным профилям труда с учетом психофизических особенностей детей, местных условий;

5) формирование здорового образа жизни.

Учреждение создает условия для максимального развития обучающихся. В работе педагогического коллектива обеспечивается полная реализация возрастных возможностей и резервов детей с опорой на сензетивность того или иного возраста, на зону ближайшего развития и т.д.

Сведения о кадрах

Педагогический процесс осуществляют 12 педагога.

Из них:

-  женщины – 10  человек,

-  мужчины – 2 человека.

Образование педагогов:

высшее – 5 человек,

среднее специальное –7 человек.

Специалисты:

-  учителей-логопедов – 1 человек,

-  педагогов-психологов – 1 человек,

-  социальных педагогов – 1 человек.

Уровень квалификации:

первая категория-  6 человек,

вторая категория – 6  человека

Характеристика педагогического коллектива свидетельствует о наличии определённого творческого потенциала, профессиональной компетенции и готовности учителей работать в инновационном режиме.

 

 

 

Цели и задачи образовательной политики Учреждения.

 

Целевые ориентации, заложенные в образовательной программе следующие:

Личность ребенка

  • Помочь ребенку преодолеть социально-педагогические трудности, «перешагнуть» через возникший кризис.
  • Коррекция отклонений, имеющихся в развитии и поведении.
  • Создать положительную Я-концепцию, снять «синдром неудачника».
  • Укреплять положительные нравственные начала личности ребенка.
  • Адаптироваться в коллективе сверстников, включаться в социальные и внутри- коллективные отношения.
  • Социальная реабилитация: восстановить отношения со средой.
  • Привлечь ребенка к социально значимой и трудовой деятельности.

Педагогический коллектив Учреждения учитывает, что личность ребенка – это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе  общественных форм сознания и поведения. Развитие ребенка и формирование личности его возможно только в общении со взрослыми и происходит в процессе ведущей деятельности – обучении. При наличии специально организованных условий дети обладают возможностью к развитию. Развитие обусловлено и определяется обучением, воспитанием, общением и зависит от особенностей организации  учебно-воспитательного процесса в классах VШ вида.

Основными условиями развития обучающихся считаем:

  • учет возрастных особенностей;
  • развитие в учебно-воспитательном процессе индивидуальных особенностей;
  • создание благоприятного психологического климата при наличии продуктивного общения ребенка и взрослого, обучающегося и сверстников.

Образовательная программа учитывает региональные, местные условия и особенности самой школы. В ней отразилась система работы образовательного учреждения по реализации специальных коррекционных учебных программ. Даная образовательная программа  содержит стратегию и тактику, присущую в целом специальному образованию.

Деятельность психологической службы в Учреждении ориентирована на обучающихся, имеющих трудности в обучении, установлении контактов в среде сверстников, самоопределении; на педагогов, имеющих потребности в составлении психологической характеристики обучающихся и класса, в помощи по выбору форм и средств обучения на основе данных психодиагностики;

Таким образом, психологическая служба обеспечивает:

  • развитие системы психологической поддержки, психодиагностики и психокоррекции обучающихся;
  • обеспечение взаимодействия Учреждения и родителей (законных представителей) обучающихся .
  • Работа логопедического кабинета направлена:
  • на осуществление логопедической диагностики обучающихся 1 – 5  классов;
  • выявление нарушений речи и их коррекция;
  • консультирование учителей и родителей (законных представителей);
  • диагностика обучающихся, начинающих обучение в первом классе.

Психологическая служба Учреждения совместно с классными руководителями ведет работу по формированию у ребенка качеств личности, обеспечивающих хорошую адаптацию в школьном коллективе (особенно важным является для детей, не посещавших дошкольные учреждения), дальнейшее физическое и эмоциональное развитие.

Основными направлениями образовательной деятельности являются:

  • охрана и поддержание здоровья детей;
  • формирование основ здорового образа жизни обучающихся;
  • обеспечение общеобразовательной подготовки с учетом психофизических особенностей обучающихся;
  • адресная индивидуальная помощь детям, обучающимся на дому;
  • подготовка обучающихся к профессиональной деятельности в условиях производства;
  • обновление содержания образования;
  • повышение специальной компетентности обучающихся;
  • усиление функциональной грамотности выпускников.

Организация учебно-воспитательного процесса.                                    Оценка результатов образовательной деятельности.

 

 

Учебный год в Учреждении начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года определяется годовым календарным графиком, согласованным с управлением образования Устюженского   муниципального района.

Вопросы организации трудовой практики регулируются годовым календарным учебным графиком.

Срок проведения государственного экзамена по  трудовому обучению в 9 классе устанавливается  директором школы по согласованию с управлением образования.

Продолжительность каникул устанавливается в течение учебного года не менее 30 календарных дней. Дополнительные каникулы для обучающихся 1 класса проводятся в феврале месяце – 7 дней. Сроки предоставления каникул согласовываются с Учредителем.

Расписание составляется с опорой на санитарно-гигиенические нормы с учетом всех требований СанПиН.

Режим работы школы:

Продолжительность учебной недели 5 дней.

Продолжительность уроков:

  • 1 класс –   35 минут.
  • 2 – 9 класс – 40 минут.

В 1 классе  предусмотрен «ступенчатый» режим работы.

Во всех классах в течение урока (после 15 – 20 минут работы) проводятся динамические паузы продолжительностью 1 – 2 минуты.

Продолжительность перемен:

10 минут, 20 минут, 20 минут, 10 минут, 10 минут.

Домашние задания даются обучающимся с учётом возможности их выполнения в следующих пределах:

-          1 класс (первое полугодие) – нет;

-          1класс (второе полугодие) – до 0,5 часа;

-          2 класс – до 1 часа;

-          3 – 4 класс – до 1,5 часа;

-          5 – 6 класс – до 2 часов;

-          7 – 8 класс – до 2,5 часа;

-          9 класс – до 3 часов.

Перерыв между образовательными предметами и началом занятий в кружках, факультативах во второй половине дня составляет 45 минут. В это время организуется  отдых обучающихся.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок, который строится на принципах коррекционно-развивающего обучения. Широко используются нетрадиционные формы проведения урока: экскурсия, деловая игра, видеоурок. Разнообразны и формы работы с детьми на уроке: проведение опыта, лабораторная работа, работа с картой, рисование по воображению, работы в группах, составление плана и т.д.

Одним из основных средств коррекции отклонений развития обучающихся, развития, прежде всего, сохранного интеллекта, является подготовка обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по общеобразовательным предметам.

Задача Учреждения при обучении обучающихся специальных (коррекционных)  1-9 классов VIII вида по традиционным для всех общеобразовательных школ предметам заключается в обеспечении их тем уровнем знаний, практических умений и навыков, которые необходимы для успешной социальной адаптации в современном обществе.

Математика, русский язык, природоведение, история, география, биология, обществознание – основные предметы образовательного блока, которые строятся на основе усвоения элементарных теоретических знаний при усиленной роли практической направленности. В тематическом планировании по этим предметам указывается наличие оборудования по данной теме, предусматривается работа со словарем, различные формы практической деятельности обучающегося и предусматривается объем теоретических знаний и практических умений во всем уровням обучения.

Предназначение учебных предметов данного блока – способствовать развитию всех высших психических функций, расширению кругозора, формированию социального опыта.

Психофизические особенности обучающихся в Учреждении учитываются при уровневой дифференциации учебного материала. Во всех реализуемых учебных программах, тематических планах прописаны минимальные требования к базовому (2), минимально необходимому (3), индивидуальному (4) уровням элементарного усвоения общеобразовательных дисциплин. Принцип дифференциации обучения, необходимый в работе с обучающимися специальных (коррекционных) классов VIII вида, осуществляется на практике благодаря данному подходу к организации образовательной деятельности. На основе диагностики усвоения программного материала по предмету учителю дается возможность дифференцированно подходить к оценке фактических знаний, умений и навыков. Данный принцип соблюдается и при осуществлении контроля за соответствием уровня знаний требованиям нормативно-правовых актов (при проведении контрольных работ, проверки знаний обучающихся).

Второй блок общеобразовательных дисциплин: трудовое обучение (1-3 классы); допрофессионально-трудовое (4-5 классы), профессионально-трудовое обучение (6-9 классы). Музыка и пение; изобразительное искусство; физическая культура – способствует коррекции двигательно-моторной, сенсорной, эмоционально-волевой сферы. Они способствуют развитию у обучающихся эстетических чувств, художественного вкуса, физической работоспособности, привычек, направленных на здоровый образ жизни. Динамика результативности данных предметов более очевидна в практическом плане.

Программы по изобразительной деятельности внедряются с применением нетрадиционных методик, что способствует, в первую очередь, развитию творческого воображения обучающихся.

Программный материал по музыке и пению,  дается через реализацию комплексных методик по данным дисциплинам.

Основной задачей специальных (коррекционных) классов VIII вида является подготовка выпускников к жизни в обществе, профессионально-трудовой деятельности в условиях производства. Поэтому  одним из важнейших предметов на протяжении всего периода обучения в Учреждении (с 1 по 9 класс) является трудовое обучение. В содержании программы по предмету, методах работы четко прослеживается преемственность между допрофессионально-трудовым (4-5 классы) и профессионально-трудовым (6-9 классы) обучением. Профессионально-трудовое обучение – единственный учебный предмет, по которому проводится в выпускном классе государственная (итоговая) аттестация.

В соответствии с требованиями нормативно-правовых документов освоение основного общего  образования  заканчивается государственной (итоговой) аттестацией по трудовому обучению, результаты которой являются одним из показателей успешности образовательной деятельности Учреждения

Материально-технические возможности школы позволили создать и оборудовать кабинет швейного дела, кабинет столярного дела, кабинет СБО в данный момент находится в стадии оборудования.

По типовым государственным программам ведется обучение столярному и швейному делу.

Коррекция специфических нарушений, затрудняющих формирование жизненно необходимых знаний, умений и навыков, осуществляется также и на занятиях по специальным коррекционным предметам. Федеральный компонент коррекционного блока представлен учебными предметами интегративного характера: развитие  устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 1-4 классах и социально-бытовая ориентировка в 5-9 классах.

Уроки развития устной речи способствуют более активному усвоению знаний и практических умений при обучении русскому языку, чтению, биологии, истории, географии и другим предметам.

Формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению общего развития, практической подготовке к самостоятельной жизни осуществляется на уроках социально-бытовой ориентировки.

В Учреждении существует система собственно коррекционных  занятий. Опытным путем школа определила их направление, роль и место в общем образовательном процессе. Сложившаяся система коррекционных занятий позволяет сделать вывод о результативности и перспективности ее применения в нашем Учреждении, так как за последние три года наблюдается повышение уровня и качества успеваемости. Цели и задачи коррекционных  занятий:

- способствовать личностному развитию обучающихся, развитию механизмов компенсации;

-          способствовать подготовке обучающихся к профессиональному труду в условиях предприятия.

-          специфической формой учебных занятий являются индивидуальные и групповые занятия, к которым относятся логопедические, коррекционные, факультативные, психо-коррекционные занятия.

Логопедические занятия проводятся в специализированном кабинете, что дает обучающимся возможность отойти от классно-урочной системы и делает данные занятия не только стабилизирующими в плане коррекции определенных нарушений, но и способствуют совершенствованию эмоционально-волевой сферы. Требования к данным занятиям определены государственными нормативными документами.

Для более успешного осуществления социализации обучающихся, адаптации их к жизни в обществе в учебный план в обязательном порядке включена такая дисциплина как социально-        бытовая ориентировка.

 

Характеристика специфики содержания образования.                       Учебный план специальных (коррекционных) классов VIII вида.

 

 

МОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» в специальных (коррекционных) классах VIII вида осуществляет комплексную систему обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью, обеспечивающую адекватный их возможностям уровень общего образования и первоначальной профессиональной подготовки.

На сегодня разработана концепция развития образовательной и реабилитационной помощи лицам с умственной отсталостью. В понятие общеобразовательного стандарта заложено несколько идей, которые призваны сохранить единое образовательное пространство.

Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов VIII вида Вологодской области  выполняет функцию путеводителя по областям знаний и является нормативным документом для школы.

На основе базисного учебного плана школа вправе разработать собственный план, который будет отражать тип классов и их специфику.

Стандарт образования раскрывает ступени обучения, их продолжительность, допустимую учебную нагрузку на каждой ступени, а также дает представление о содержании и структуре образования как целого, в котором присутствует федеральный, региональный и  школьный компоненты.

Стандарт образования дает возможность Учреждению, имеющему специальные (коррекционные) классы для детей с нарушениями интеллекта выбрать те образовательные области, которые в наибольшей мере соответствуют возможностям этой категории аномалии, определяют возможные ступени и сроки их обучения.

Именно эти параметры соблюдались при разработке учебного плана специальных (коррекционных) классов, программ учебных предметов, структуры управления и организации учебной деятельности с учетом решения специфических задач.

Структура учреждения:

-           обучение – 1- 9 классы;

-          1-4 классы –  этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической задачей специального обучения;

-          5-9 классы – осуществляется обучение основным общеобразовательным предметам и профессионально-трудовое обучение, при этом ставится целью социально-трудовая и бытовая адаптация и реабилитация умственно отсталых обучающихся.

Учебный план включает перечень всех учебных предметов, распределение их по годам обучения, количество часов, отводимых на каждый предмет, и распределение этих часов в течение учебной недели. Наряду с традиционными предметами в учебный план включены специфические, имеющие коррекционную направленность  занятия, а также индивидуальные и малогрупповые занятия по исправлению недостатков речевого и физического развития.

В 1 - 9 классах из традиционных учебных предметов изучаются: русский язык (чтение, письмо), математика, биология, география, история, изобразительное искусство, пение и музыка; осуществляются физическое воспитание, трудовое и профессиональное обучение. Черчение как учебный предмет, имеющий прикладной характер, включен в соответствующие виды профессионального труда. Задача общеобразовательных предметов и трудового обучения заключается в обеспечении обучающихся тем уровнем знаний, умений и навыков, которые необходимы для их успешной социальной адаптации.

Специальная задача коррекции имеющихся у обучающихся специфических нарушений, трудностей формирования жизненно необходимых знаний, умений и  навыков осуществляется не только при изучении основных учебных предметов, но и на специальных занятиях.

В старших классах таким предметом является социально-бытовая ориентировка (СБО). Для успешного решения задачи социальной адаптации и реабилитации умственно отсталые обучающиеся в силу особенностей своего психофизического развития нуждаются в целенаправленном воспитании. Решению этой задачи подчинены занятия по СБО, на которых осуществляется практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению общего уровня развития. Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации, позволяющей личности активно включаться в различные структурные элементы социальной сферы, т.е. посильно участвовать в труде, приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития.

Специфической формой организации учебных занятий в специальных (коррекционных) классах  VIII вида являются  индивидуальные и групповые логопедические и коррекционные занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов.

В 1 – 9  классах предусмотрены часы для факультативных (дополнительных) занятий, которые могут быть вариативно использованы в зависимости от производственной необходимости.

Учебный план учреждения позволяет выполнить требования государства, предъявляемые к специальному образовательному стандарту для обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Контингент обучающихся специальных (коррекционных) классов VIII вид формируется, в основном, из числа воспитанников Никольского детского дома (контингент формируется Департаментом образования Вологодской области) и обучающихся МОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа», которым медико-педагогической комиссией рекомендовано обучение в специальных коррекционных классах VIII вида.

На 2010-2011 учебный год:

3 класс

5 класс

6 класс

8 класс

6

8

9

1 инд. обуч.

 

 

Учебный план специальных (коррекционных) классов VIII вида.

Учебный план учреждения составлен на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов VIII вида и позволяет выполнить требования государства, предъявляемые к специальному федеральному государственному образовательному стандарту для детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

Учебный план специальных (коррекционных) классов VIII вида

5 – дневная учебная неделя

Образовательные области

Образовательные компоненты (учебные предметы)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Федеральный компонент

Нац. – региональный компонент

Школьный компонент

всего

1. Общеобразо-вательные курсы

 

Язык и речь

Чтение и развитие речи

4

5

4

4

4

3

3

3

3

 

33

 

70

Письмо и развитие речи

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

Русский язык

 

5

4

4

4

4

4

4

4

 

33

 

Математика

Математика

5

5

6

6

6

6

5

5

4

48

 

 

48

Природа

Природоведение

 

 

 

 

2

 

 

 

 

1

1

 

18

Биология

 

 

 

 

 

2

2

2

2

6

2

 

География

 

 

 

 

 

2

2

2

2

6

2

 

Обществознание

История Отечества

 

 

 

 

 

 

2

2

2

5

1

 

8

 

Обществознание

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

 

Искусство

Изобразительное искусство

1

1

1

1

1

1

1

 

 

4

3

 

13

Музыка и пение

1

1

1

1

1

1

 

 

 

4

2

 

Физическая культура

Физическая культура

1

2

2

2

2

2

2

2

2

14

3

 

17

2. Трудовая подготовка

Трудовое обучение

2

2

2

2

 

 

 

 

 

8

 

 

44

Допрофессионально-трудовое обучение

 

 

 

1

6

 

 

 

 

 

7

 

Профессионально-трудовое обучение

Швейное дело/столяр-ное дело

 

 

 

 

 

4

6

7

9

 

16

 

Сельскохозяйственный труд

 

 

 

 

 

2

2

2

1

 

9

 

3. Коррекционная подготовка

А) курсы

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

1

1

2

2

 

 

 

 

 

2

4

 

19

Социально – бытовая

ориентировка

 

 

 

 

1

2

2

2

2

5

4

 

Ритмика

1

1

1

1

 

 

 

 

 

2

2

 

Б) индивидуаль-ные и групповые коррекционные занятия

Логопедические занятия

4

4

4

3

3

2

 

 

 

 

 

 

Лечебная физическая культура

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

4

 

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

2

2

2

2

 

 

 

 

 

 

6

 

4. Школьный компонент (обязательные занятия)

Русский язык

 

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

4

6

Чтение и развитие речи

 

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Итого обязательная нагрузка

20

25

25

25

28

29

31

32

32

106

131

 

243

Всего максимально допустимая нагрузка

20

25

25

25

28

31

33

34

34

106

131

14

251

Пояснительная записка

к учебному плану

Учебный план составлен  с целью реализации в образовательном учреждении начального, основного (общего) образования для детей с нарушениями интеллекта по программам специальных (коррекционных) классов и разработан в соответствии с действующим законодательством РФ в области   образования лиц с особыми нуждами на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных)  образовательных учреждений, классов  VIII вида Вологодской области, утвержденного приказом Департамента образования № 846 от 2 июня 2004 года.

Учебный план МОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» разработан  на 2010-2011 учебный год и предусматривает 9-лстний срок обучения с 5-дневной учебной неделей.

В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям образовательного учреждения в 1-х классах применяется ступенчатый метод наращивания нагрузки: в сентябре, октябре –3 урока по 35 минут, со 2 четверти – 4 урока по 35 минут (правила Сан Пин 2.4.2. 1178 –02  2003)

Максимальная учебная нагрузка по классам составляет:

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

20

25

25

25

28

31

33

34

34

 

Образовательная область «Общеобразовательные курсы»:

1.  Язык и речь – все предметы представлены полностью, распределение часов соответствует Базисному плану.

2.             Математика - распределение часов соответствует Базисному плану.

3.             Природа  - вес предметы представлены полностью, распределение часов соответствует
Базисному плану.

4.             Обществознание – все предметы представлены полностью, распределение часов соответствует Базисному плану.

5.             Искусство - все предметы представлены полностью, распределение часов соответствует
Базисному плану.

6.             Физическая культура - распределение часов соответствует Базисному плану.

Образовательная область «Трудовая подготовка».

Представлена полностью. Распределение часов по трудовому обучению полностью соответствует Базисному плану.

  • Трудовое обучение – 1 –4 классы
  • Пропедефтический курс профессионально-трудового обучения – 4-5 класс
  • Профессионально – трудовое обучение – 6 – 9 классы

Трудовое обучение в 1 – 3 классах дает возможность овладения элементарными приемами труда, в 4-5 классах проводится  на базе школьных мастерских и рассматривается как пропедевтическое для профессиональной подготовки. В 6–9 классах осуществляется профессионально-трудовое обучение, целью которого является подготовка обучающихся к труду по получаемой профессии.

В соответствии с нормативными требованиями для занятий по трудовому обучению обучающиеся делятся на 2 подгруппы (мальчики и девочки).

Образовательная область «Коррекционная подготовка».

К обязательным коррекционным предметам относятся:

  • Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (1 – 4 классы)

Цель предмета – коррекция общего и речевого развития обучающихся.

  • Ритмика (1 – 4 классы)
  • Социально – бытовая ориентировка (5 – 9 классы).

Направлена на решение задачи социальной адаптации и реабилитации обучающихся.  На занятиях осуществляется практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни.

Все предметы представлены полностью. Распределение часов по трудовому обучению полностью соответствует Базисному плану.

Образовательная область «Школьный компонент» направлена на усиление общеобразовательных курсов и учитывает индивидуальные особенности обучающихся.

Реализация учебного плана обеспечена необходимым количеством кадров соответствующей квалификации.

Количество часов не превышает предельно допустимой максимальной нагрузки обучающихся. Исключения предметов из базисного учебного плана нет. Региональный и федеральный компонент реализуется полностью.

В учебном плане учтены интересы и права обучающихся и возможности педагогического коллектива.

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение образовательного  процесса УМК.

Учебный план специальных (коррекционных) классов VIII вида  МОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» имеет программное обеспечение, которое соответствует требованиям нормативно-правовых актов.

Обучение детей ведется по:

1.      Типовым программам Министерства образования Российской Федерации, в которых осуществляется преемственность между ступенями и классами:

«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». 1-4 классы, под редакцией В.В.Воронковой. Москва, «Просвещение», 2004год;

«Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида». 5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001 год (сборник №1 и №2);

Специальная (коррекционная) образовательная программа для детей с умственной отсталостью (1-9 класс) - 9 лет

 

Содержание обучение по всем учебным предметам имеет практическую, коррекционную  направленность. Учреждение готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства.

В программах принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом, а также в процессе трудового обучения. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных обучающихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Обучение в школе носит воспитывающий характер. При отборе программного учебного материала учтена воспитывающая направленность, необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.

Объяснительные записки к программам по всем предметам дают основные методические рекомендации по специфике обучения, формам и методам организации учебного процесса. В учебных программах сформулированы основные требования к знаниям и умениям.

Содержание обучения отражено в оригинальных учебниках для специальных (коррекционных) школ VIII вида, которые издаются по всем основным учебным предметам. В общей и специальной подготовке учебник рассматривается как книга для ученика, которая является важнейшим инструментом для учения. Вместе с тем она служит и методическим ориентиром для учителя.

Учебники для специальных (коррекционных) школ VIII вида удовлетворяют общепедагогическим, методическим и полиграфическим требованиям, т.е.:

- обеспечивают воспитывающий характер обучения и формируют материалистическое мировоззрение;

- соблюдают научно достоверные данные в пределах, обозначенных программой;

- развивают мышление, внимание, память обучающихся; формируют основные приемы умственной деятельности, развивают речь;

- обеспечивают подготовку к самостоятельному (в достигнутых пределах) приобретению знаний;

- соответствуют возрастным особенностям обучающихся по содержанию, эмоциональному воздействию;

- четкое структурное членение и графическое видение выводов, ключевых понятий и т.п.;

- достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание и запоминание учебного материала, удобно расположенных и увязанных с текстом;

- включение заданий, стимулирующих развитие в некоторой степени самостоятельности при решении поставленных задач, формирование умений пользоваться запасом имеющихся знаний;

- отбор словесного материала для объяснения, закрепления, повторения; методического аппарата (правил, инструкций, заданий, вопросов); иллюстраций, схем, таблиц и т.д.

В учебниках соблюдается принцип коррекционной направленности обучения, индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся, как необходимое условие продвижения в развитии каждого умственно отсталого ребенка.

Вся иллюстрированная наглядность в учебниках выполнена в реалистическом плане и в цветном изображении. Иллюстрации использованы в качестве непосредственного источника знаний и направлены на общее усвоение изучаемого материала.

 

 

СВЕДЕНИЯ ОБ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ ИЛИ ИНЫМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ

 

 

 

№ п/п

 

Предмет

Класс

Автор, название, издательство, год издания учебника

№ по списку

 

Чтение и развитие речи

3

 

5

 

6

 

8

З.Н. Смирнова, Г.М, Гусева. Чтение. Москва «Просвещение» 2007

З.Ф.Малышева. Чтение. Москва «Просвещение» 2009

И.М.Бгажнокова, Е.С.Погостина. Чтение. Москва «Просвещение» 2008

З.Ф. Малышева. Чтение. М.: «Просвещение», 2006г.

20д

 

22

 

23

 

25

Русский язык

3

 

5

 

6

 

8

А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская. Русский язык.  Москва «Просвещение» 2008

Н.Г.Галунчикова. Русский язык.  Москва «Просвещение» 2009

Н.Г.Галунчикова. Русский язык. Москва «Просвещение»2008

Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Русский язык. 8 класс. М.: «Просвещение», 2010г.

 

12

 

17

18

 

20

Математика

3

 

5

 

6

 

8

 

В.В.Экк. Математика.  Москва «Просвещение» 2007

М.Н.Перова. Математика.  Москва «Просвещение» 2009

Г.М.Капустина, М.Н.Перова. Математика. Москва «Просвещение» 2010

Экк В.В.Математика Москва «Просвещение» 2009.

21д

 

27

 

28

 

30

Природоведение

5

Хлебосолова О.А., Хлебосолов Е.И. Природоведение. Учебник для 5класса. М.:ВЛАДОС, 2005.

32

Биология

6

 

8

А.И.Никишов. Биология. Москва «Просвещение» 2009

А. И.Никишов. Биология.  Москва «Просвещение» 2008

33

 

35

География

 

География

6

 

8

Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. География. Москва «Просвещение» 2009

Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. География.

37

 

39

История России

8

Б.П. Пузанова. История России. Москва «Просвещение» 2008

42

Обществознание

8

Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф, Матвеев А.И. Обществознание. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Боголюбова Л.Н. Москва. Просвещение. 2009.

 

643

Изобразительное искусство

3

 

5

 

6

Программа  Автор  И.А. Грошенков

 

Программа  Автор  И.А. Грошенков

 

Программа  Автор  И.А. Грошенков

 

Музыка и пение

3

 

5

 

6

 

Программа  Автор  И.В. Евтушенко

 

Программа  Автор  И.В. Евтушенко

 

Программа  Автор  И.В. Евтушенко

 

Физическая культура

3

 

5

 

6

 

8

Программа  Авторы  В.М. Белов, В.С. Кувшинов, В.М. Мозговой.

Программа  Авторы  В.М. Белов, В.С. Кувшинов, В.М. Мозговой.

Программа  Авторы  В.М. Белов, В.С. Кувшинов, В.М. Мозговой.

Программа  Авторы  В.М. Белов, В.С. Кувшинов, В.М. Мозговой.

 

 

 

Трудовое обучение

3

Программа Автор Н.Н.Павлова

 

Допрофессионально-трудовое обучение

5

Е. А.Ковалёва. Технология Сельскохозяйственный труд. Москва «Просвещение» 2009

Г.Б. Картушина, Г.Г.Мозговая «Технология. Швейное дело»,  Просвещение, 2009г.

Б.Л.Журавлев, В.А.Мызников, «Столярное дело»

 

49

 

 

44

 

 

Профессионально-трудовое обучение

6

 

 

 

 

6

Е.А.Ковалёва Технология Сельскохозяйственный труд.

Москва «Просвещение» 2009

Г.Б. Картушина, Г.Г.Мозговая «Технология. Швейное дело, Просвещение,2009г.

Б.Л.Журавлев, В.А.Мызников «Столярное дело»

50

 

 

45

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

3

Худенко Е.Д. , Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром. Учебник для 3 класса – М.: АРКТИ, 2004.

 

Социально-бытовая ориентировка

5

 

6

 

8

Программа. Автор В.И. Романина, Н.П. Павлова

 

Программа. Автор В.И. Романина, Н.П. Павлова

 

Программа. Автор В.И. Романина, Н.П. Павлова

 

 

Ритмика

3

 

Программа. Автор А..А. Айдарбекова

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ:

 

1 – 4  КЛАССЫ

1. Обучение чтению в специальных коррекционных классах. 1 класс. Автор-составитель Л.И. Рудченко. Волгоград: Учитель, 2007.

2. Программно – методические материалы. Коррекционно – развивающее обучение. Начальная школа: Математика. Физическая культура. Ритмика. Трудовое обучение. Составитель С.Г. Шевченко. М.: Дрофа, 2001.

3. Программно – методические материалы. Коррекционно – развивающее обучение. Начальная школа: Русский язык. Окружающий мир. Природоведение. Составитель С.Г. Шевченко. М.: Дрофа, 2000.

4. Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников: Учебно – методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006.-(Серия «Коррекционная педагогика»).

5. Гизатуллина Д.Х. Русский язык в играх, или когда учится трудно. Предупреждение и преодоление неуспеваемости в начальной школе. СПб: «Детство – пресс» 2000.

6. Аксенова А.К., Харламов С.И. Сборник диктантов для вспомогательной школы (I- IV классы) М. «Просвещение», 1968.

7. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы. М. Просвещение, 1991.

8. Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.

9. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М.: Издательство «Ось – 89» 2009.

10. Авторы – составители: Узорова О.В., Нефедова Е.А. Диктанты и изложения по русскому языку 1 – 3 классы: Пособие для начальной школы. – К. – ГИППВ, 1998.

11. Вахрушева Т.В., Попова Е.В. Сборник упражнений по русскому языку: Учебное пособие для начальной школы. – М. АСТ – ПРЕСС, 1998

12. Перова М..Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе VIII вида. Владос. 2001.

13. Логические игры и задачи на уроках математики. Популярное пособие для родителей и педагогов. А.П. Тонких и др. Ярославль: «Академия развития», 1997.

14. Автор – составитель Плешакова Е.П. Русский язык. Коекционно – развивающие задания и упражнения 1- 2 класс. Волгоград,: Учитель, 2006.

15. Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

16. Обучение учащихся I- IV классов вспомогательной школы:(Изобразительное искусство, физическая культура, ручной труд, пение и музыка). Пособие для учителей. Под редакцией В.Г. Петровой. М.: Просвещение, 1983.

17. Е.Д. Худенко Практическое пособие по развитию речи. ( Часть I) – М.: РУССИКО, 1994.

18. Е.Д. Худенко Практическое пособие по развитию речи. ( Часть II) – М.: РУССИКО, 1994.

19. Клепинина З.А., Титова М.Ф. Природоведение: Учеб. для уч – ся 4 кл. спец.(коррекционных) образоват. учреждений  Iи II вида. М.: ВЛАДОС, 2002.

20. Пасечник Л.В. Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте. М.: ТЦ Сфера, 2007.

21. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. М.: АРКТИ, 2007.

22.  Воронкова В.В. Уроки русского языка во 2 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. М.: ВЛАДОС,2003.

23. Пузанов Б.П. и др. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития:( Олигофренопедагогика). М.: «Академия»,2000.

24. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1 – 4 классы.- М.: ВАКО, 2008.

25. Автор – составитель Е.П. Плешакова. Математика. 1- 4 классы: коррекционно – развивающие задания и упражнения. Волгоград: Учитель, 2009.

26. Автор – составитель Фомина И.В. и др. Русский язык. 1 – 4 классы: Развитие устной речи и коррекция письма. Инновационные подходы: конспекты уроков, упражнения, занимательные задания. Волгоград: Учитель, 2009.

27. Чтение. 2 класс: Коррекционно – развивающие занятия. Автор – составитель Л.И. Рудченко. – Волгоград: Учитель, 2007.

28. Коррекция письма на уроках 1-4 классы: Практические и тренировочные задания и упражнения. Автор – составитель Л.В. Зубарева. -2 изд. – Волгоград: Учитель, 2011.

29. Русский язык: Коррекционно развивающие задания и упражнения, 3-4 класс. Автор – составитель Е.П.Плешакова. – Волгоград: Учитель, 2009.

30. Коррекция письменной речи в начальной школе: разработки занятий. 1-4 классы. Автор – составитель Н.П. Мещерякова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

31.Русский язык. 4 класс: занятия по развитию речи. Автор – составитель В.П. Трушина. – Волгоград: Учитель, 2009.

32. Математика: Коррекционно – развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1-2 классов начальной школы. Автор – составитель А.А. Шабанова. – Волгоград: Учитель, 2007.

33. Мозговой В.М. Уроки физической культуры в начальных классах: пособие для учителя спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида.- М. Просвещение, 2009.

34. Клепинина З.А., Титова М.Ф. Природоведение: Учеб. для уч-ся 4 кл. спец. (коррекционных) образоват. учреждений I и II вида. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

35. Дидактические игры и упражнения по логоритмике: Учебно – методическое пособие. Авторы – составители Г.И, Анисимова, В.А. Жарова. Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2004.

36. Е. Синицына. Умные пословицы. Серия: «Через игру – к совершенству». М.: Лист, 2000.

37. Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль, 2001.

38. Симкина П.Л., Титаровский Л.В. Азбука здоровья: К проблеме безопасности человека: Физкультминутки здоровьесберегающей направленности. – М.: Амрита – Русь, 2006.

 

Наглядно-методические пособия:

«Терем-теремок», «Комнатные растения», «Когда это бывает?», «Дикие животные», «Домашние животные», «Окружающий мир. Бытовая техника», «Деревья», «Как избежать неприятностей? Дома», «Как избежать неприятностей? На воде и на природе», «Как избежать неприятностей? На дворе и на улице», «Овощи», «Грибы», «Лекарственные растения», «Головные уборы в картинках», «Обувь в картинках», «Мебель в картинках»,

«Бабочки», «Времена года», «Московский Кремль», «Сюжетные картинки по развитию речи.» 3 класс, Настольно-печатные, дидактические и обучающие игры: «Противоположности», «Цвет и форма», «Предметы и контуры», «Моя квартира», «Растительный и животный мир», «Поиграй, подбери, подумай», «Геометрическое лото».

Демонстрационный материал:

«Части речи», «Свойства арифметических действий», «Природные сообщества», «Природные явления», «Геометрический материал», «Наглядное учебное пособие для логических упражнений на уроках русского языка в 1 классе», «Словообразование: иллюстрации», «Методические рекомендации для обучения звуко-буквенному анализу детей».

 

Диски:

«Азбука безопасности на дороге», «Киножурнал «Хочу всё знать» 1 часть», «Урок живой природы с Тётушкой Совой. Большие и маленькие».

 

Гербарии:

«Деревья и кустарники», «Лекарственные травы», «Дикорастущие».

Муляжи грибов, овощей, фруктов, корнеплодов.

 

 

 

5 – 9 КЛАССЫ

1. Авторы программ Аксенова А.К. и др. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. М. «Просвещение», 2003.

2. Свириденков В.П. Сборник упражнений по русскому языку для V-VIII классов вспомогательной школы. М.:, «Просвещение», 1969.

3. Барская Н.М., Нисневич Л.А. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1992.

4. Пименов А.В., Пименова Е.А. Биология: Дидактические материалы к разделу «Животные». 7-8 класс.-М.: Изд – во НЦ ЭНАС, 2006.

5. Рик Т.Г. Русский язык: Доброе утро, Имя Прилагательное!- М.:ООО «Издательство Астрель», 1999.

6.  Рик Т.Г. Русский язык: Здравствуй, Имя Существительное!- М.:ООО «Издательство Астрель», 1999.

7.  Рик Т.Г. Русский язык: Как живешь, Нареие?- М.:ООО «Издательство Астрель», 1999.

8. Герасименко Н.А. Русский язык. Имя прилагательное: Тематическая тетрадь. М.: Дрофа, 2003.

9. Герасименко Н.А. Русский язык. Имя числительное: Тематическая тетрадь. М.: Дрофа, 2003.

10. Евтушенко И.В. Гражданско – правовое воспитание в специальной (коррекционной) школе – интернате VIII вида.- М.: В. Секачев, 2008.

11. Великородная В.А. и др. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию:    5 -11 классы. – М.: ВАКО, 2006.

12. Т.П. Шабалкова  Сборник диктантов и изложений . 5-9 классы: коррекционное обучение. Волгоград: Учитель, 2007.

13. Русский язык и чтение. 5-7 классы: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения. Авт. – сост. М.Е.Прокопенко. – Волгоград: Учитель, 2009.

14. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 1 по русскому языку. Состав слова. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва Просвещение 2005.

15.  Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва Просвещение 2005.

16.   Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва Просвещение 2005.

17.  Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь  по русскому языку. Глагол. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва Просвещение 2005.

18. Математика. 5-9 классы: Коррекционно – развивающие задания и упражнения. Составитель С.Е. Степурина. – Волгоград: Учитель, 2009.

19.  Математика. 7 - 8 классы: Коррекционно – развивающие задания и упражнения. Составитель С.Е. Степурина. – Волгоград: Учитель, 2008.

20.  Математика. 5-6 классы: Коррекционно – развивающие задания и упражнения. Составитель С.Е. Степурина. – Волгоград: Учитель, 2007.

21. Г. Александрова. Занимательный русский язык (серия «Нескучный учебник»). СПб, «Тригон»,1997.

22. Внеклассные мероприятия в коррекционных классах. Автор – составитель Н.М. Гончарова и др. – Волгоград: Учитель, 2007.

23. Арсенина Е.Н. .Внеклассные мероприятия в 5-11 классах: тематические игротеки, конкурсы, викторины, диско – вечера. Выпуск 2. – Волгоград: Учитель, 2007.

24. Календарные праздники. 5-7 классы. Автор – составитель Г.П. Попова, Н.В. Грицаева. – Волгоград: Учитель, 2007.

25. Души прекрасные порывы: классные часы на нравственные и патриотические темы. 5-7 классы. Автор – составитель Е.В. Васильева. – Волгоград: Учитель, 2008.

26. Якуш Г.Н. Занимательная география. Изд. 2-е, доп. Мн., «Нар. асвета», 1974.

27. Специальное (коррекционное) обучение: проблемы, опыт, решение. Выпуск 1. Вологда, 2006.

28. Обучение в коррекционных классах. Работа со слабоуспевающими школьниками. Пособие для учителей. Под редакцией Г.Ф. Кумариной- М., 1991.

29. В.В. Воронкова, С.А. Казакова Социально – бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специально (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Москва. ВЛАДОС, 2006.

30. В.Ф. Андреев Золотая книга этикета. Москва «Вече», 2004.

31. Л.И. Мясникова Домашний парикмахер. СПб «Петроградский и К», 1994.

32. М. Яношовова Семейные торжества. Братислава «Обзор», 1985.

33. Р.П. Кенгиз. Домашнее приготовление. Москва. Пищевая промышленность, 1967.

34. Карлова М.И. Уход за кожей  лица. СПб. Кроонпресс, 1991.

 

Наглядно – методические пособия:

«Большой театр», «Батумский дельфинарий», «Ленинград», «Вологда», «Вологда и храмы», глобус.

Демонстрационный материал: «Грызуны и зайцеобразные», «Репродукции картин русских художников. И. И. Шишкин, И. И. Левитан», «Внутренние органы человека», «Земноводные пресмыкающиеся».

 

Диски:

«Валаам – жемчужина Ладоги», «Золотое кольцо России», «ВВС: Джунгли», «Экзотический зоопарк», «Спас на крови», «Школьный курс. По странам и континентам», «Белозерск – былинный город».

 

Гербарии:

«Лекарственные травы», «Деревья и кустарники».

 

Коллекции:

«Почва и её состав», «Каменный уголь», «Минералы и горные породы», «Металлы», «Полезные ископаемые», «Набор удобрений», «Зерновые культуры».

 

Муляжи овощей, грибов, фруктов.

 

Географические карты:

«Австралия», «Южная Америка», «Месторождения полезных ископаемых мира», «Южная Азия. Социально – экономическая карта», «Климатическая карта мира», «Центральная и Восточная Азия», «Географические пояса и природные зоны мира», «Африка», «Карта океанов», «Природные зоны Евразии», «Политическая карта мира», «Северная Америка», «Карта растительности мира».

 

Карты по истории:

«Древнейшее человечество», «Древнерусское государство. Киевская Русь», «Русские княжества в 12-13 веках», «Борьба народов нашей страны против захватчиков в 13 веке» «Образование Российского централизованного государства», «Великая Октябрьская социалистическая революция», «Россия после реформ 1861-1900 гг.», «Индустриальное развитие СССР в годы первых пятилеток», «Иностранная интервенция и гражданская война в России», «Великая Отечественная война Советского Союза. 1941-1945гг.»

 

 

Воспитательный процесс школы ориентирован на создание условий для воспитания культурного человека,  способного адаптироваться к жизни в обществе,  усвоившего нравственные ценности.

Воспитательные задачи школы: 1. Развитие познавательного интереса, повышение интеллектуального уровня обучающихся посредством внедрения педтехнологий в образовательный процесс, создание разнообразных форм внеурочной деятельности.

1.  Повышение эффективности работы по гражданско-патриотическому  воспитанию

2. Организация психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие каждого обучающегося в соответствии с возможностями и интересами.

3. Оказание помощи ребенку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, в формировании самостоятельности.

4. Воспитание общительности, своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желания оказывать помощь друг другу.

5. Способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире и приобщению к национальным традициям.

6. Формирование важных трудовых навыков и нравственных представлений.

 

Воспитательная работа

В связи с настоятельными требованиями сегодняшнего времени, обеспечит высокий образовательный, творческий и социальный уровень учащихся при максимально полезном и плодотворном использовании свободного времени и сохранения их здоровья, назрела осознанная необходимость создания единой воспитательной системы.

Именно воспитательная работа в школе выстраивается на основе интересов и собственном выборе видов и форм занятий обучающимися.

Центральное место в воспитательной системе занимают классные часы, они служат для организации коллективной жизнедеятельности и социализации личности, для коррекции поведения, формирования нравственной позиции и гражданских мотивов. Приоритетным направлением воспитательной работы школы является нравственное, гражданско – патриотическое и трудовое воспитание.

Образовательное пространство школы должно стать здоровье сберегающей системой для обучающихся.

Правильно выбранные направления развития школы позволяют решать вопросы сохранения и укрепления физического здоровья, обучающихся, выравнивания нравственного здоровья, поддержания комфортного психологического климата в школе.

Здоровье сберегающие технологии реализуются:

  • на учебных занятиях;
  • на индивидуальных занятиях;
  • на занятиях в кружках, секциях и тп.;
  • во внеурочной и внешкольной деятельности обучающего.

Деятельность данного модульного блока в образовательном пространстве школы обеспечивает:

развитие системы мероприятий по сохранению и упрочению здоровья детей с учетом увеличения учебной нагрузки, проведение специализированных оздоровительных мероприятий, спортивных соревнований, организация мероприятия по пропаганде здорового образа жизни.

Внеурочная деятельность в школе осуществляется по ряду важнейших направлений.

Направление

деятельности

Задачи

Формы и методы воспитательной работы

1. Воспитание познавательных интересов.

Воспитание отношения к учебе как к главному труду. Воспитание у обучающихся понимание значимости образования. Развитие сознательной учебной дисциплины.

1. Интеллектуальный марафон (ноябрь)

2. Конкурс чтецов (март)

3. Неделя детской книги (март)

 

2. Трудовое воспитание.

Воспитание отношения к труду как к высшей ценности жизни. Развитие  потребности в творческом труде. Развитие навыком самообслуживания; общественно-полезный труд.

1. Организация дежурства по уборке территории и помещений.

2. Организация работы на пришкольном участке (май – сентябрь)

3. Изготовление подарков и сувениров (к празднику).

3. Гражданское воспитание.

Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни. Воспитание патриотизма на материалах краеведения, истории, традициях школы.

1. «День знаний», «Государственные символы. Герб. Флаг. Гимн.», «Последний звонок», «Прощание с 1 классом», «Прощание с начальной школой», «Выпускной бал», «Вечер встречи друзей», «День открытых дверей» (в течение года)

2. Конкурс «Ученик года», «Класс года»

3. «Митинг памяти» (май)

4. Шефство над обелисками (май)

5. Урок Мужества (сентябрь)

6. Праздник – День защитника Отечества (февраль)

7. Акция «Подарок солдату» (февраль)

8. Кружок «Краеведение». Сбор материалов по истории.

4. Духовно-нравственное воспитание

Формирование общечеловеческих норм гуманистической морали, развитие культуры общения. Развитие внутренней свободы, чувства собственного достоинства.

1. День учителя (октябрь)

2. Осенины (сентябрь)

3. Праздник русских ремесел (январь)

4. Праздник «Мамы и дочки» (ноябрь)

5. Спортивно-оздоровительное воспитание.

Развитие потребностей заниматься физкультурой и спортом. Воспитание потребностей в здоровом образе жизни, формирование рациональной организации учебного процесса труда и отдыха.

1. Общешкольные спортивные соревнования (в течение года)

2. Дни здоровья (февраль, апрель)

3. Акция «Мы против наркотиков» (декабрь)

 

6. Эстетическое воспитание.

Развитие индивидуальных задатков и способностей. Развитие чувственных мироощущений, потребности в прекрасном.

1. Выставки рисунков (в течение года)

2. Выставка цветов (сентябрь)

3. Конкурс «Букет зимы суровой» (декабрь)

4. Новогодние праздники

5. Праздничные концерты к 8 Марта

7. Экологическое воспитание.

Воспитание бережного отношения к природе, формирование чувства необходимости беречь и защищать ее.

1. Уборка территорий школьного парка (весна, осень)

2. Посадка деревьев, кустов, разбивка цветников (апрель, май)

3. День птиц (апрель)

4. День Земли (апрель)

5. Дни защиты от экологической опасности (апрель, май)

 

 

В школе сформирован календарь традиционных творческих дел.

СЕНТЯБРЬ

Торжественная линейка «Здравствуй, школа!»

Посвящение в первоклассники

Урок Мужества

Осенины

ОКТЯБРЬ

Концерт, посвященный Дню Учителя

НОЯБРЬ

Интеллектуальный марафон

ДЕКАБРЬ

Новогодние праздники

ЯНВАРЬ

Русский дом

ФЕВРАЛЬ

День защитника Отечества

Акция «Подарок солдату»

МАРТ

Праздничный концерт к 8 Марта

АПРЕЛЬ

День птиц

День Земли

Дни защиты от экологической опасности

МАЙ

Митинг памяти

Последний звонок

ИЮНЬ

Выпускные вечера

 

 

 

Управление реализацией образовательной программы представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата.

Реализация образовательной программы происходит на основе мониторинга. Всегда в поле зрения находится:

  • нормативно-правовое обеспечение;
  • кадровое обеспечение;
  • методическое обеспечение;
  • материально-финансовое обеспечение выполнения образовательной программы.

Образовательная деятельность школы регулируется нормативно-правовыми актами федерального, регионального, муниципального уровня и локальными актами, разработанными школой в рамках своей компетентности.

Внедрение образовательной программы предполагает достижение желаемого результата, который заложен в:

- модели учителя;

- модели ученика;

- модели школы.

Модель педагога, который может работать в специальных (коррекционных) классах VIII вида, должна иметь следующие черты:

Критерии

Показатели

Личностные критерии

  • Низкий уровень тревожности.
  • Адекватная самооценка.
  • Мотивация на достижение результатов в профессиональной деятельности.

Коммуникативные возможности

  • Способность и склонность к педагогическому общению, способность к эмпатии, низкий уровень конфликтности.

Профессиональная деятельность

  • Профессиональная компетентность, знание спецпедагогики и спецпсихологии.
  • Активность, следование профессиональным нормам, отсутствие склонности к проявлению негативных реакций в профессиональной деятельности.
  • Умение обеспечивать эмоциональное благополучие и развитие обучающихся. Умение создать условия для социальной адаптации детей.
  • Обладание цивилизованным отношением к детям с ограниченными возможностями здоровья: толерантность, терпимость, забота.
  • Умение обеспечить условия развития каждому ребенку, адекватные его дефекту. Соблюдать щадящий охранительный режим.
  • Умение владеть методами своевременной диагностики и умением выбирать адекватные возможностям ребенка образовательные программы.
  • Способность вырабатывать трудовые навыки, ориентировать обучающихся на посильную трудовую деятельность, проводить профориентацию.
  • Умение проводить реабилитацию средствами образования при медицинском сопровождении, способствовать интеграции выпускников в современное общество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модель ученика:

Критерии

Показатели

Когнитивный (познавательный)

  • Уровень обученности в соответствии с требованием специального образовательного стандарта.
  • Максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности.

Ценностный

  • Максимальное снижение имеющейся социальной недостаточности.
  • Ориентация на активную жизненную позицию.
  • Приобретение необходимых знаний и навыков жизни в обществе, освоение доступных профессий через трудовое обучение.
  • Трудотерапия – как метод абилитации, реабилитации и успешной социализации в обществе.
  • Овладение  навыками культуры поведения и общения как необходимыми условиями социализации.

Уровень воспитанности

  • Выработка положительных качеств в процессе воспитания и социализации.
  • Сформированность правильной оценки окружающих и самих себя.
  • Сформированность нравственного отношения к окружающим.
  • Повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и разных видах деятельности.

Состояние здоровья

  • Охрана и укрепление психофизического здоровья обучающихся.
  • Снижение уровня тревожности.
  • Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни (ЗОЖ).

 

Данные модели не только являются прообразом и желаемым результатом, это отправная точка планирования и важное звено в управлении реализацией образовательной программы.

На основе моделей строится стратегическое и тактическое планирование, происходит регулирование и коррекция процессов, в целях достижения запланированных положительных результатов.

Анализ состояния здоровья детей, социального статуса семей обучающихся, психологического портрета педагогического коллектива, уровня квалификации специалистов школы позволил определить основные цели, задачи и направления образовательной деятельности. Успешность образовательной деятельности зависит от:

  • состояния здоровья обучающихся;
  • психологической и социальной защищеннности детей;
  • комфортных условий в классе,  школе;
  • типа взаимодействия и общения взрослых и детей;
  • наличия коррекционно-развивающих программ, направленных на исправление недостатков психофизического и личностного развития детей;

На предстоящие пять лет ставим цель по созданию оптимальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения образования, воспитания, коррекции недостатков развития, социализации выпускников.

Образовательная программа учитывает региональные, местные условия и особенности самой школы. В ней отразилась система работы образовательного учреждения по реализации специальных коррекционных учебных программ. Образовательная программа специальных (коррекционных) классов VIII вида содержит стратегию и тактику, присущую в целом специальному образованию.

Основными направлениями образовательной деятельности являются:

  • охрана и поддержание здоровья детей;
  • формирование основ здорового образа жизни обучающихся;
  • обеспечение общеобразовательной подготовки с учетом психофизических особенностей обучающихся;
  • подготовка обучающихся к профессиональной деятельности в условиях производства;
  • обновление содержания образования;
  • повышение специальной компетентности обучающихся;
  • усиление функциональной грамотности выпускников.

Управление реализацией образовательной программы.

 

Реализация программы потребует создания условий, обеспечивающих достижение ее целей. Управление реализацией образовательной программы – это деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и проведение итогов на основе достоверной информации.

Управление реализацией образовательной программы представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата.

Реализация образовательной программы происходит на основе мониторинга. Всегда в поле зрения находится:

  • нормативно-правовое обеспечение;
  • кадровое обеспечение;
  • методическое обеспечение;
  • материально-финансовое обеспечение выполнения образовательной программы.

Образовательная деятельность школы регулируется нормативно-правовыми актами федерального, регионального, муниципального уровня и локальными актами, разработанными школой в рамках своей компетентности.

Нормативно-правовая база способствует обеспечению образовательного уровня подготовки обучающихся в соответствии с требованием государственного специального стандарта с учетом психофизических параметров личности детей с нарушениями интеллекта.

Согласно концепции развития специального образования для лиц с умственной отсталостью полная модель школы рассчитана на 10-летний срок с пропедевтическим периодом («0» класс). Диагностический («0») класс открывается по мере наличия детей и по запросам родителей.

Образовательная программа учитывает политику государства  в период модернизации системы специального образования и учитывает особенность самой школы. В образовательной программе отражена система работы образовательного учреждения по реализации специальных коррекционных учебных и дополнительных программ. Образовательная программа  специальных (коррекционных) классов VIII вида  содержит  стратегию и тактику присущую в целом всему специальному образованию.

В процессе реализации образовательной программы все участники нацелены и организованы на деятельность по следующим направлениям:

  • охрана и поддержание здоровья детей;
  • формирование основ здорового образа жизни обучающихся;
  • обеспечение общеобразовательной подготовки с учетом психофизических особенностей обучающихся;
  • подготовка обучающихся к профессиональной деятельности в условиях производства;
  • повышение социальной компетентности обучающихся;
  • усиление функциональной грамотности выпускников.

Кадровому потенциалу школы в целях внедрения и получения позитивных результатов образовательная программа уделяет особое внимание:

1. работа с кадрами проводится с целью добиться осознанного отношения всех участников педагогического процесса к необходимости, возможности и целесообразности перехода на индивидуальную образовательную программу, на поиск оптимальных решений задач школы;

2. обеспечение педагогическим коллективом выбора образовательного маршрута для всех обучающихся с учетом их дефектов и психофизических возможностей;

3. обеспечение администрацией и педагогами внешних связей и взаимодействия с другими учебными организациями для создания условий успешного выполнения образовательной программы;

4. повышение профессионального уровня имеющегося педагогического коллектива, привлечение к работе педагогов и специалистов-дефектологов.

Важным звеном в схеме управления реализацией образовательной программы является методическое обеспечение. Для успешной работы по образовательной программе необходимо:

1. обеспечить теоретическую и практическую подготовку педагогов;

2. оснастить учебно-воспитательный процесс учебно-методическими пособиями и техническими средствами обучения;

3. приобрести диагностический инструментарий в кабинеты педагога-психолога, дефектолога и социального педагога.

Материально-техническое и финансовое обеспечение внедрения образовательной программы заключается в:

1. привлечении денежных средств и материальных ценностей для оснащения учебно-воспитательного процесса (оборудование, учебные кабинеты, ТСО);

2. создании нормальных санитарно-гигиенических условий;

3. укреплении имеющейся материально-технической и финансовой базы.

Контроль, анализ и регулирование хода выполнения программы имеет следующую цель:

1. выявить затруднения педагогов;

2. выявить недостатки и препятствия для успешного выполнения образовательной программы;

3. внести своевременные изменения в программу;

4. оказать необходимую помощь учителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральный портал Российское образование

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Департамент образования Вологодской области

Образовательный портал Вологодской области

Сайт поддержки ГИА в Вологодской области

Официальный интернет-портал правовой информации

ВИРО

Независимая оценка качества

Вверх